"Адаты" - Дагестана

31 мая 2012 -
Адат - арабское слово пришедшее в Дагестан, означающее «обычай», «привычка». Так называют давным-давно сложившееся обычное право. На Кавказе этим правом указывали законы и обычаи, существовавшие до шариата или действовавшие параллельно с ним. В статье А. В. Комарова «Адаты и судопроизводство по ним », об истории адата Дагестана говорится: «В VIII веке аравитяне, появившись в Дагестане и утвердившись в Дербенте, начали проповедовать новую религию, которая хотя и быстро распространялась между Дагестанскими племенами, тем не менее, была принята ими во всей полноте. Адат - арабское слово пришедшее в Дагестан, означающее «обычай», «привычка». Так называют давным-давно сложившееся обычноеправо. На Кавказе этим правом указывали законы и обычаи, существовавшие до шариата или действовавшие параллельно с ним. В статье А. В. Комарова «Адаты и судопроизводство по ним », об истории адата Дагестана говорится: «В VIII веке аравитяне, появившись в Дагестане и утвердившись в Дербенте, начали проповедовать новую религию, которая хотя и быстро распространялась между Дагестанскими племенами, тем не менее, была принята ими во всей полноте. Несмотря на жестокий фанатизм аравитян, не терпевших никакого противоречия Корану, весь Дагестан сохранил суд по адатам, то есть обычаям, существовавшим еще до прихода аравитян… С принятием Магометанства, появились во многом новые понятия и новые отношения в союзе семейном, для которых старые адаты Дагестана оказались уже не состоятельными, судопроизводство по необходимости распалось на суд по шариату и на суд по адату. По шариату стали решать все дела, касающиеся религии, семейных отношений, завещаний, наследства и некоторых гражданских исков. Дела же уголовные, по нарушению права собственности, общественных постановлений и т.п. Продолжали решаться по прежним адатам Дагестана, к которым прибавились и адаты, определяющие наказания за некоторые преступления и поступки против правил религии. Средину между адатом и шариатом заняло решение некоторых гражданских дел по маслиату, то есть мировую сделкою при пособии посредников, избранных тяжущимся». В одном из документов 1741 года говорится «Жители села Асса согласились передавать в шариатский суд все тяжбы, за исключением тяжб за убийство, кражу; согласились также на взыскание одного котла с того кто не пошел на шариатский суд от обеих сторон, свидетельствуют это Хадис Мачадинский и Абдурахман Ородинский».
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1840 просмотров

← Назад