СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДАГЕСТАНА В V—X вв.
СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДАГЕСТАНА В V—X вв.
Середина и конец I тысячелетия н. э. — эпоха зарождения и развития феодальных производственных отношений — важнейший этап в истории дагестанских народов.
Огромные сдвиги в области социальных отношений на базе дальнейшего роста производительных сил; развитие ремесла, появление раннесредневековых городов и крупных населенных пунктов; усиление классовой борьбы; упрочение связей с соседями, с Юго-Восточной Европой и Ближним Востоком; складывание устойчивых этнических массивов — вот далеко не полный перечень факторов, характеризующих экономическую и социальную жизнь раннесредневекового Дагестана. Политическая история отмечена борьбой с многочисленными внешними завоевателями, не прекращавшейся с раннего средневековья до позднейших его этапов.
Развитие земледелия и скотоводства
Экономическое развитие Дагестана в V—X вв. характеризуется дальнейшими успехами в земледелии и скотоводстве. В области земледелия это выразилось в четкой отраслевой специализации—полеводстве, садоводстве, виноградарстве. В связи с широким использованием железных орудий расширяется площадь, занятая под основными полевыми культурами — пшеницей, ячменем, овсом, просом. Усовершенствуются орудия и культура земледельческого труда.
На поселениях V—X вв. обнаружено большое число каменных зернотерок, железных серпов и других орудий земледельческого быта, сосудов для хранения зерна, свидетельствующих о месте земледелия в хозяйственной жизни дагестанцев. Исключительное значение земледелия в процессе хозяйственной деятельности подчеркнуто в характере дани, которой были обложены раннефеодальные владения арабскими завоевателями в VIII в.: Серир давал 100 тыс. мер зерна, Зирихгеран — 10 тыс., Кайтаг — 30 тыс., Гумик — 20 тыс.
Арабские источники дают ценные данные о развитии земледелия в Дагестане, особенно на плоскости. В районе Дербента «было много поместий и возделанных земель». Здесь же имелись обширные посевы зерновых. Процветало мареноводство, а марена, которую поставляли близлежащие Дербенту селения, была известна далеко за пределами Кавказа, вплоть до Индии. Широкое распространение получило искусственное орошение полей. В конце VIII в. здесь был прорыт канал из р. Рубас. Росло число садов, пашен, огородов. Имеются сведения о строительстве мельниц.
В горных же районах широкое распространение получило террасное земледелие. Террасовая культура была выработана столетиями в итоге упорного труда по обработке земли и отражала многовековой агротехнический опыт горцев в области земледелия.
Наряду с зерновыми культурами широко развивалось садоводство и виноградарство. В Семендере, по сведениям арабского географа и астронома ал-Балхи (ок. 850—934), было много садов, несколько тысяч виноградных кустов, причем сады и виноградники простирались до границ Серира.
С усилением роли полеводства связано также увеличение количества крупного (плоскость) и мелкого (высокогорные районы) рогатого скота. В X в. бараны уже входят в число товаров, вывозимых из Серира в другие страны через Дербент. Разведение мелкого рогатого скота во все возрастающих масштабах означало освоение новых пастбищных земель.
Для V—X вв характерна также большая населенность Дагестана. Об этом убедительно свидетельствуют археологические данные. Так, на участке р. Сулак протяжением в 15 км обнаружено 15 раннесредневековых поселений (VI—X вв.), многие из которых функционировали продолжительное время. Во многих районах Дагестана найдены многочисленные раннесредневековые поселения, расположенные вокруг современных аулов, а культурный слой на них достигает в ряде случаев мощности в 2 м. Арабские авторы особо подчеркивали густонаселенность Дагестана. По их сообщениям, у «царя» Серира было 12 тыс. селений. Это были мелкие поселения, объединявшиеся впоследствии в крупные населенные пункты.
Ремесло
Особенный подъем наблюдается в ремесле, в частности в его ведущей отрасли — металлообработке, а также в гончарном производстве. В V— X вв. достигают высокого уровня различные виды ремесел — гончарного, кузнечного, ювелирного, литейного, строительного дела. В области гончарного производства характерно массовое изготовление изделий на гончарном круге. Была известна техника поливной керамики.
Широкий размах приняло ткачество, развивавшееся не только в интересах внутренней, но и внешней торговли. Полотняные одежды из Дербента и других дагестанских центров часто поступали в Закавказье, так как ни в Армении, ни в Азербайджане, ни в Арране они не производились.
Ремесленное производство в городах находилось на такой стадии развития, когда ремесленники из экономических и политических соображений стали создавать в ряде случаев корпорации по роду ремесла, наподобие цеховых организаций. Так, в X в. в Дербенте существовала организация дубильщиков во главе с раисом.
Место и роль ремесла, огромное значение обработки металла в хозяйственной жизни Дагестана отразились на прочно утвердившемся в средневековье культе металла у всех кавказских народов. Железу приписывается магическая сила, оно охраняет от болезней, отводит дурной глаз, приносит счастье, помогает при рождении детей. Поэтому и окружено особым ореолом имя кузнеца в сказках, легендах. Даже адаты вынуждены учесть особое положение мастера-кузнеца. Кузнецы, как и лица, занимавшие общественные должности, не допускались к присяге. Во всех дагестанских языках имеются местные названия слова «кузнец», причем оно связано или с железом, или же с кузницей.
Особoe значение кузнечного ремесла подчеркивается тем, что ряд собственных имен связан с металлом — Къебед («кузнец»), Похьут1а («медник»), Чаран («сталь»), Меседу («золото»), Пулад («литая сталь»).
О высоком уровне ремесленного производства дает представление материал раннесредневековых могильников и поселений (Верхний Чирюрт, Верхний Каранай, Агачкала, Хлют, Галла, Бежта, Дуранги, Куяда и др.). Значительно возрастает ассортимент украшений и предметов туалета, оружия, керамических изделий.
Для VIII—X вв. характерно широкое распространение предметов вооружения — железных сабель, копий, наконечников стрел, топоров.
Успехи металлообработки выразились в уже установившейся отраслевой специализации технического производства—кузнечно-литейное и ювелирное дело выступают как отделившиеся друг от друга области ремесла. Анализ погребального инвентаря — украшений (височные привески, бронзовые браслеты, серьги, шейные гривны, бусы и т. д.), принадлежностей туалета (фибулы, головные булавки, зеркала, поясные пряжки), предметов вооружения (наконечники стрел, наконечники копий, топоры, кинжалы), орудий труда (железные ножи, шилья, пряслица и т. д.) — показывает, что все больший вес приобретает ремесло, отделенное от сельского хозяйства, хотя господствующим остается производство для собственных нужд.
Изучение инвентаря археологических памятников нагорного Дагестана V—X вв. показало, что он отличается значительной однородностью и характеризуется распространением определенных видов изделий. Это свидетельствует не только
о местном характере металлообработки и керамического производства, но и о наличии отдельных очагов ремесленного производства. Дальнейшее развитие производства нашло свое выражение в формировании локальных вариантов раннесредневековой культуры Дагестана — предгорной, горной и северной (присулакской).
Средоточием ремесла были города, но наряду с ними существовал ряд сравнительно мелких ремесленных центров,, имевших в основном местное значение. Центры эти были связаны с близлежащими селами, удовлетворяя все возрастающий спрос на сельскохозяйственные орудия, предметы домашнего обихода, украшения. Агачкала, Гапшима, Галла, Бежта, Хлют, Куяда, Бавтугай, Верхнее Казанище, Большой Гоцатль и многие другие населенные пункты выступали средоточием ремесла, хотя и связанного с сельским хозяйством.
Раннесредневековые города.Развитие торговли.
Появление раннесредневековых городов, центров торговли, ремесла, экономической, культурной и политической жизни — характерная особенность раннесредневекового Дагестана. Здесь в первую очередь можно назвать Дербент, Семендер, Варачан (Урцеки), Зирихгеран (Кубачи).
Дербент — древнейший город Кавказа, не уступавший в IX—X вв. по величине таким крупным в то время городам,, как Тифлис и Бердаа. На кавказском и ближневосточном рынке были широко известны товары из Дербента, в первую очередь полотняные одежды, хлопчатобумажные ткани, марена, шафран. Дербент был также крупным морским портом. Для судов, шедших с Волги или же из прикаспийских стран, здесь имелся рейд, причем между рейдом и морем были выстроены две параллельные стены, а вход в порт был закрыт цепью. Суда могли войти в порт и выйти в открытое море- только с разрешения городских властей.
Известным торгово-ремесленным центром на Восточном Кавказе был Семендер. Восточные авторы единодушно отмечали богатство города, его многочисленные сады и виноградники, наличие там рынков и торговых людей. «Семендер — город на берегу моря, богатый, есть базары и купцы», — писал персидский аноним X в. Здесь изготовляли шерстяные ткани, а жители располагали значительными суммами денег, а также рабами.
В прибрежном Дагестане процветал (до середины VIII в.) город Варачан, отождествляемый с городищем, ныне называемым Урцеки. Городище было расположено на небольшой возвышенности, развалины его занимают площадь около- 100 га. На вершине холма находилась цитадель, окруженная стеной с 11 башнями, служившая резиденцией местного правителя и его приближенных. За стенами цитадели были постройки и усадьбы простых горожан. Урцекинская долина там,
Урцеки. Остатки строительного комплекса цитадели.
где она лишена естественных преград, была защищена оборонительными сооружениями в виде широких (до 4—6 м в основании) и длинных (0,5—1 км) крепостных стен. Ближние подступы к городу защищались тремя стенами. К городу вело несколько широких, хорошо охраняемых дорог.
Город был не только крупным административным, но и ремесленным центром. Археологические раскопки показали, что здесь было развито кузнечное и керамическое производство и ювелирное дело. Мастера изготовляли разнообразную посуду, хозяйственно-бытовой инвентарь, предметы военного снаряжения и туалета. Они в совершенстве владели такими техническими приемами, как литье, ковка, чеканка, тиснение, волочение, инкрустация.
К числу раннесредневековых городов принадлежит крупный ремесленный центр Зирихгеран (Кубачи). Его жители были известны в Дагестане и за его пределами как мастера кольчуг, стремян, удил, мечей и других ремесленных изделий. Уровень развития ремесла здесь был настолько высок, что уже к X в. можно говорить об окончательном отделении ремесла от земледелия.
Успехи земледелия, скотоводства и ремесла неразрывно были связаны с успехами торговли. Отдельные города и населенные пункты были связаны между собой, а процесс отделения ремесла от земледелия и возникновение очагов ремесленного производства стимулировали дальнейшее развитие торгового обмена.
В международной торговле Дагестан также принимал участие. Правда, в V—VI вв. территория Дагестана была в стороне от главных международных трасс, в частности от знаменитого «шелкового пути», связывавшего Китай с ближневосточными странами. Набеги кочевых племен, связанные с «великим переселением народов», также неблагоприятно сказывались на развитии торговых связей. Тем не менее археологический материал (из могильников близ Гапшимы, Верхнего Чир-юрта и других пунктов) указывает на торговые и культурные связи Дагестана со странами Ближнего Востока, Северного Кавказа и даже с Крымом.
Заметные сдвиги в развитии торговых связей наметились, однако, в VII—VIII вв., когда важные торговые пути, соединявшие страны Ближнего Востока с Юго-Восточной Европой, Нижним Поволжьем и Северным Кавказом, переместились в бассейн Каспийского моря. Это было время расцвета «арабской» торговли. В VIII в. эта торговля настолько расширилась, в частности в Закавказье, что почти во всех местных монетных кладах преобладает арабская монета. В торговлю втягиваются не только приморские, но и внутренние районы Дагестана. По сообщению арабских путешественников IX-—X вв., Дербент служил своего рода складочным пунктом для товаров Хазарии, Серира, Кайтага, Табасарана и других областей, поставлявших свои ремесленные изделия и продукты животноводства. Подобную же роль, хотя и в меньшей мере, играл Семендер.
Расширение торговли в свою очередь приводит к значительному оживлению хозяйственной жизни Дагестана, в частности к дальнейшему развитию ремесленного производства и скотоводства. Процесс этот был характерен для всего «му- • сульманского» Востока, когда широкое развитие товарно- денежных отношений в раннем средневековье привело здесь к исключительной заинтересованности земледелия в торговых операциях. Надо отметить, что торговля оставалась меновой, несмотря на распространение денежной единицы.
У средневековых авторов, писавших о путях, проходивших по западному побережью Каспия или по Каспийскому
Древние террасы близ аула Шири
пути, обязательно отмечаются Дербент и Семендер, что свидетельствует об активном участии Дагестана в международной торговле.
Судя по описаниям путешественников и археологическим данным, Дагестан был связан сухопутным или морским торговыми путями с Северным Кавказом, Закавказьем, Доном, Булгаром, Хорезмом, Византией, Ближним Востоком.
Социальный строй в V—X вв.Земельные отношения
Развитие производительных сил неумолимо вело к ломке старых производственных от- — ношений и возникновению новых, стимулирующих дальнейшее развитие хозяйства.
Становление феодальных отношений было неизбежным
Разложение родовой общины, начавшееся в эпоху бронзы, привело к образованию территориальной, соседской общины, которая господствовала в Дагестане уже в начале нашей эры.
Археологический и этнографический материал свидетельствует о том, что основу общественной структуры в Дагестане в V—X вв. составляла малая семья. Поэтому однокамерные жилища, принадлежащие патриархальной семье, уступают место многокамерным. Процесс этот ранее всего произошел в районах террасного (и вообще горного) земледелия, где в настоящее время трудно найти следы существования большой семьи. Большая семья уступила место малой, но в ряде областей еще долгое время продолжала существовать бок о бок с последней.
Отмеченный выше процесс развития скотоводства также толкал к узурпации прав на земельные участки, в частности на пастбищные земли. Постепенно выделяются представители общинной верхушки, владеющие значительным поголовьем скота и фактически установившие собственность на значительную часть пастбищных участков.
Рост производительных сил, дальнейшее совершенствование орудий труда, расширение торговли и товарообмена сопровождались дальнейшей имущественной и социальной дифференциацией.
Археологические материалы из самых различных районов Дагестана ярко документируют процесс далеко зашедшей: имущественной дифференциации. В Агачкалинском могильнике (VII—X вв.) это отразилось в особенностях погребального обряда: встречаются различные формы погребальных сооружений — каменные склепы и грунтовые могилы вокруг них, причем иногда последние разрушались в угоду склепам. Резко выраженную картину имущественного неравенства раскрывает Бежтинский могильник (VIII—X вв.), где наряду с исключительно богатыми погребениями имеются и бедные погребения с незначительным инвентарем или же вовсе без него.
К IV—V вв. относятся первые сообщения о «царях», подтверждающие далеко зашедший процесс социального неравенства. Армянские авторы сообщают об «одиннадцати царях» горцев, выступавших против сасанидского Ирана, и о Шергире, «царе леков». К VI в. подобные сообщения о «царях» на территории Дагестана становятся более подробными. Арабский историк IX в. Балазури говорит, напримео, о правителях Серира, Филана, Лакза, Маската, Лирана, Ширвана, Зирихгерана и других «царств», утвержденных в своих владениях сасанидским царем Хосровом Ануширваном (531—579). Интересно то, что Ануширван застал в Дагестан^ в VI в. местных правителей, власть которых над местным населением он сохранил.
Указанные выше изменения в политической карте Восточного Кавказа V—X вв., т. е. образование ряда мелких «царств», и явились результатом огромных сдвигов в экономической и социальной жизни общества.
Резкая социальная дифференциация, наличие феодализирующейся верхушки прослеживаются также в сословной иерархии, в выделении определенного привилегированного сословия, верхушки приближенного к «царю» слоя: «в земле Лакз (имеется слой) свободных, известных под именем ал-хамашира, а над ними (т. е. управляют ими) — малики, а ниже — ал-мишак, а затем пахари (акара) и слуги или ремесленники (муххан)», — сообщает арабский ученый-энциклопедист Йакут (ок. 1179—1229), использовав сведения X в.
«Свободные» — это независимые крестьяне, в противоположность зависимому податному сословию крестьянства — «ал-мишак». В Армении и Грузии термин «мшак», или «му- шак», был уже известен и обозначал (в частности, в Армении) работника частновладельческого хозяйства, кем бы он ни был — свободным ли общинником, издольщиком или рабом. Слово «малик» обычно переводится «царь», но в данном контексте предпочтительнее употреблять термин «правитель» или «владетель ряда населенных пунктов».
Интересен также встречающийся в тексте термин «акара». Он сходен с термином из древнеармянских и древнегрузинских текстов в форме «агарак» или «агара», означающим тип земельных владений, в частности — частновладельческую землю, частновладельческое хозяйство, усадьбу с пахотными полями, имения, поместья, а позже поселения. В основе своей «агарак» восходит к шумеро-аккадскому «агар» («акар») —в значении «посев, пахотное поле, луг».
Однако в Дагестане, как и во многих странах Востока, под этим термином следует понимать издольщиков, арендовавших земли у земельной аристократии или у представителей арабской администрации.
Таким образом, социальное расслоение и общественное разделение труда подчеркивается автором четко: правящая верхушка («малики»); свободное население; податное сословие крестьян; акара — разорившиеся общинники, имевшие участки на правах частного владения; ремесленники, выделившиеся из общей массы сельского земледельческого населения.
Социальная дифференциация наблюдается и в других раннефеодальных владениях Дагестана. Правитель Серира также обладал огромной властью. Привилегированную верхушку общества составляли прежде всего сипехсалары (военачальники). Правитель Серира имел, по словам Гардизи (персидского историка XI в.), два трона — золотой и серебряный, причем на золотом сидел он сам, а на серебряном — его придворные. Здесь уже имеется целая система органов государственной власти и тех социальных сил, которые служили опорой государства. Опираясь на дружину, на феодальную верхушку, правитель устанавливает личную, внеэкономическую зависимость населения, жестоко эксплуатирует чужой труд.
Наиболее четко сословное деление прослеживается в Дербенте (Баб ал-абваб арабских источников). Как уже указывалось, во второй половине IX в. городом управляли арабские правители. Впоследствии (с 869 г.) управлять городом стали представители династии Хашимидов (амиры), власть которых была наследственной. Тем не менее власть хашимидских амиров не была неограниченной. Феодальная верхушка, окружившая амира, его политические советники, начальники поиск, городская администрация, сборщики налогов, разбогатевшие в многочисленных войнах «за веру», на эксплуатации городского и соседнего сельского населения, уже представляет внушительную силу, способную противопоставить себя дербентскому правителю и его «газиям» («воителям за. веру») и гулямам (страже или телохранителям).
Центробежные тенденции феодальной верхушки с каждым годом возрастали, и правитель не мог с этим не считаться. Так, первый амир Дербента (Баб ал-абваба) Хашим бен Сурака решал дела, «только посоветовавшись с мудрыми стариками («укала») и начальниками («раисами»),
Раисы, выступавшие в качестве посредников между правительственной администрацией и местным населением, занимали особое положение. В Арране и Ширване они выступили главами городских гильдий. В Дербенте был известен «раис дубильщиков». Раисы имели отряды собственных гулямов. В более тесной, чем раисы, связи с амирами была знать пограничных областей, или «айн ас-суфуф». В последних можно было усмотреть среднее сословие, именитых купцов из торговых рядов. Они выступали на стороне амира, так как интересы торговли требовали установления сильной власти.
Вся правящая верхушка (амир, раисы, аристократы), купцы и торговцы обогащались на торговле, средоточием которой в течение столетий был Дербент.
Правящая верхушка дагестанских раннефеодальных владений резко противопоставляет себя основной массе непосредственных производителей материальных благ. Они окончательно отделились от своих соплеменников, создав своеобразную недоступную касту. Правитель Серира вместе с дружиной обосновался в крепости. Дербентский правитель жил в цитадели, а раисы, окружавшие его, построили «срединную стену», которая должна была слить их с цитаделью и отделить от «черни». Ремесленный люд, городская чернь жили в рабатах — предместьях города. Раскопки Уриеков и средневекового города Аркаса выявили ту же картину — сильно укрепленная цитадель и неукрепленные посады вокруг нее. Феодальные замки-укрепления были рассеяны по всему раннесредневековому Дагестану. Они были центрами политической и экономической жизни, местопребыванием феодальных правителей и феодальной знати.
Феодальные правители нередко сплачивались в борьбе против соседей или же зависимого крестьянского сословия, поддерживали контакты, устанавливали родственные связи.
Политика правителя Серира здесь наиболее показательна и предусмотрительна: он в союзе с аланами; его дочь — жена арабского наместника Армении. Правитель Дербента также женат на дочери «царя» Серира.
Исключительно трудно на базе ныне доступных источников проследить хотя бы в общих чертах процесс установления феодальной собственности на основное средство производства— землю. Только самые общие рассуждения о компетенциях местных правителей (сбор дани, сбор войска, получение земельных участков) позволяют предположить, что дагестанские раннефеодальные государства были верховными собственниками земли. Феодальная верхушка владела «поместьями» (дийа). «Поместья» упоминаются на территории Лакза, в Табасаране, Серире.
Активную роль в процессе феодализации дагестанских обществ играла политика внешних завоевателей, в частности персидских и арабских. Персидские цари нередко создавали на окраинах государства колонии из иранских переселенцев, наделяя им земельные участки. Охрана границ поручалась своим войскам, а также отрядам из завоеванных стран. Они также получали земельные участки за несение пограничной службы. В Дагестане, в районе Дербента, наделы на правах условного держания имели персидский гарнизон и табасаранские наемники, охранявшие дербентские укрепления.
Арабские завоевания в еще большей степени способствовали укреплению власти местных феодальных правителей в Дагестане.
Как известно, земельная политика арабов в завоеванных странах привела к перераспределению земельного фонда. Большинство завоеванных земель не распылялось и становилось государственной собственностью. Часть же земель оставалась в собственности отдельных лиц. Последние назывались мульками. Таким образом, государственная феодальная собственность на землю и воду и земельная собственность отдельных феодалов в халифате существовали одновременно, но господствующей формой была государственная. Институт мулька предполагал полную земельную собственность, права собственника распоряжаться земельным участком. В этом смысле как форма землевладения он соответствовал западноевропейскому аллоду. Дальнейшее развитие социальных отношений в халифате привело к возникновению новой, условной формы феодальной собственности, икта (арабск. «надел»), означавшей первоначально временное и пожизненное пожалование земель под условием несения вассальной службы. Коллективный феодал — государство отдавало земельные участки военным лицам за несение службы с правом взимания феодальной ренты, а затем с правом распоряжаться землей. Икта как форма феодального землевладения соответствовала на определенном этапе западноевропейскому бенефицию.
Сведения об аграрной политике арабов в Дагестане говорят о том, что практика раздачи захваченных земель и здесь получила широкое распространение. В начале VIII в. были наделены землей те воины, которые обосновались в новых пунктах близ Баб ал-абваба — Камахе, ал-Мухамма- дие, Баб-ваке.
Феодально-зависимые отношения складывались при активном вмешательстве правительственной власти. В середине IX в. халиф Мутаваккил пожаловал правителю Армении, Азербайджана и Аррана Мухаммеду бен Халилу в качестве лена город Баб ал-абваб с зависящими от него землями. Ширваншах Хайсам (вторая половина IX в.) перевел несколько деревень на «благочестивые дела» (вакуф).
Таким образом, в раннесредневековом Дагестане имеются следующие формы земельной собственности: государственные земли, земли крупных и мелких феодалов (дпйа, икта), вакуфные земли, частновладельческие земли (мюльки) и общинные земли.
Все приведенные выше сведения свидетельствуют о том, что в течение V—X вв. в Дагестане утвердились раннефеодальные отношения. Класс феодалов и класс непосредственных производителей материальных благ противостоят друг другу. Раннефеодальные отношения, сложившиеся в Дагестане, носят, однако, специфический характер, объясняемый рядом социально-экономических и политических обстоятельств.
Прежде всего следует отметить, что раннефеодальные отношения в Дагестане носили особенно устойчивый характер. Сыграв положительную роль в процессе установления частной собственности, террасное земледелие превратилось впоследствии в силу, способствовавшую консервации производственных отношений. С этим фактом тесно связана и роль сельской общины.
Устойчивость сельской общины наложила особый отпечаток на процесс развития феодализма, надолго сохранив патриархально-феодальный характер отношений и относительную свободу рядовых общинников. Поэтому процессе дальнейшей феодализации, т. е. переход Дагестана в стадию развитого феодализма,затянулся.
Это обстоятельство, а также рост значения скотоводства привели еще к одной характерной особенности развития социальных отношений в Дагестане. Если в равнинных частях феодальные отношения укреплялись за счет захвата пахотных земель, то в горных районах преимущественно устанавливалась собственность на пастбищные земли, а пахотные участки, как правило, оставались в собственности отдельных семей.
Ни на равнине, ни в горных районах феодалы не вели собственного хозяйства, и потому сдача земли в аренду получила особое распространение.
Классовая борьба
Дальнейший процесс феодализации в Дагестане шел в условиях ожесточенной классовой борьбы. Крестьянские массы упорно отстаивали право сельских общин. Городское население защищало свои «вольности».
Особенно бурно эта классовая борьба протекала в Дербенте и в прилегающих землях, подчиненных городу. Налоговый гнет здесь был наиболее невыносимым. При халифе Мансуре (754—775) правитель Дербента Йазид ас-Сулами обложил нефтеносные источники и солеварни Ширвана налогом, назначив надзирателя над ними. Ставленник Харуна ар- Рашида в Дербенте собирал подати с окрестных жителей. В 898 г. Дербент получил фирман от халифа с правом собирать доходы с нефтяных источников и соляных промыслов. Доходы эти собирались ежегодно и шли большей частью на содержание воинов. Соседние земли также подчинялись городу, и доходы, поступавшие из этих селений, составляли значительную долю богатств феодальной верхушки. Нередко правители города предпринимали попытки обложить налогами часть населения, свободного от податей.
Недовольство горожан, а также крестьян в соседних районах все больше росло. Еще в 777 г. многие жители вынуждены были оставить город из-за притеснений правителя. А в середине X в., как сообщает дагестанская историческая хроника «Дербенд-наме», когда «в Дербенте появились беззаконие, смуты, интриги», жители «соседних земель» восстали против Дербента, но восстание было жестоко подавлено.
В 944 г. восстали против амира жители Дербента. Тот был вынужден бежать. Жители города пригласили ширван- шаха, который вскоре также был изгнан. Раисам удалось, опираясь на горожан, захватить власть в свои руки, а правитель города был выведен из цитадели и заключен в резиденции в нижнем городе. Была начата работа по разрушению средней (поперечной) стены, отделявшей город от цитадели — вернее, предназначенной защитить цитадель от горожан и ремесленников, и это было, по-видимому, уступкой беспокойной «черни».
Эти бурные события свидетельствуют о том, что политическая жизнь Дербента в X в. полностью находилась в руках раисов. Им удалось использовать выступления горожан и жителей окрестных селений. Правитель города был марионеткой в руках раисов, и они приглашали в Дербент то одного, то другого правителя соседних областей (Ширвана, Та- басарана, Лакза), смещали и вновь приглашали их по своему усмотрению. Будучи противниками центральной власти, они старались организовать все центробежные силы и в этой борьбе использовали естественное недовольство городского и земледельческого населения.
Дербент. Цитадель
Классовая борьба в этот период происходила не только в Дербенте и близлежащих населенных пунктах. К сожалению, за отсутствием источников мы не можем говорить о классовой борьбе более определенно. Однако ряд фактов, в частности участившиеся военные походы отдельных правителей на соседние земли, свидетельствует об усилении классовых противоречий. Когда дербентские воители за веру делали военные вылазки далеко в глубь гор или же когда владетели Серира выступали против Ширвана или Дербента, целью этих акций был не только захват добычи и пленных. Отвлечь недовольные слои крестьян или горожан от активной классовой борьбы — вот вторая цель походов.
Рейтинг: 0
Голосов: 0
1830 просмотров
Танцевальный вечер Сакита
Сакит Самедов концерт в Махачкале